Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы педагога социального и педагога-психолога

Дата: 21 сентября 2014 в 19:55, Обновлено 9 января 2023 в 12:52

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Уважаемые родители!

Оградите детей от участия в несанкционированных массовых мероприятиях!

Снижение возраста тех, кто приходит на вышеуказанные мероприятия, вызывает беспокойство всех структур и организаций, занимающихся воспитанием подрастающего населения. Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления.

Участие несовершеннолетних детей в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков может быть нанесен вред их здоровью, а также могут быть получены травмы различной степени тяжести.

Генпрокурор Александр Конюк: участие в несанкционированных массовых мероприятиях незаконно

Милиция информирует, что за участие в несанкционированных массовых мероприятиях наступает административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь

Личностные факторы психологические условия, обуславливающие участие несовершеннолетних в массовых мероприятиях

Несанкционированные мероприятия - незаконны!

Профилактика деструктивных коммуникаций в Интернет-среде

О нормах и требованиях законодательства о массовых мероприятиях, выборах и проведении референдума, ответственности за их нарушение


ПАМЯТКА для родителей по профилактике экстремизма,

деструктивных проявлений

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З «О борьбе с терроризмом», иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст. 294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).


Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о проведении массовых мероприятий

Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность установлена ст.196 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Статьей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.

Законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.17.1 КоАП (мелкое хулиганство).

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.


СТОП! БУЛЛИНГ!

Что такое буллинг и что с этим делать?

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Буллинг может принимать различные формы:

  • распространение слухов,
  • угрозы,
  • физическое или словесное нападение,
  • исключение ребенка из группы, изоляция,
  • другие жесты или действия, причиняющие вред ребенку прямо или косвенно.

Буллинг включает в себя:

  • желание причинить вред кому-либо,
  • само вредоносное действие,
  • дисбаланс силы между обидчиком и жертвой,
  • повторение такого поведения,
  • несправедливое использование силы,
  • очевидное наслаждение обидчика и чувство угнетенности жертвы.

Наиболее близкими русскими аналогами слова “буллинг” являются  “травля” и “издевательство”.

С чем не следует путать буллинг?

Дети, склонные к агрессивному поведению, часто эмоционально не уравновешенны и не контролируют свое поведение. Дети же, которые совершают буллинг, делают это с целью унизить (установить отношения доминирования) и при этом сохраняют здравомыслие и контроль над своими действиями.

Ни один подросток не избежал конфликтов с одноклассниками. Это не вредно, если конфликт разрешается взаимоприемлемым образом. Но насмешки и драки превращаются в буллинг, если происходят преднамеренным и повторяющимся образом. Есть три особенности, которые отличают буллинг от других форм негативного поведения и действий:

  1. Направленность на конкретного человека.
  2. Повторяемость.
  3. Превосходство одной из сторон конфликта (моральное, численное, физическое) над другой стороной.

Если кого-то из детей в классе не любят, у него нет друзей, его неохотно принимают в игру, но насилия в его адрес нет, это не травля, а непопулярность. При непопулярности человеку может быть обидно, грустно и одиноко. При травле ему страшно, он не чувствует себя в безопасности. Никто не может обещать каждому ребенку в классе, что он будет всем нравиться. Но безопасность, физическую и психологическую, школа обязана обеспечить каждому ученику.

Каковы признаки регулярной травли?

Ребенок может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:

  1. Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
  2. Ребенок больше не хочет ходить в школу или проводить время на общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
  3. Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
  4. Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
  5. Неожиданное изменение в поведении: чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
  6. Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
  7. Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
  8. Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
  9. Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т.д.).
  10. Саморазрушительное поведение, побеги из дома, самоповреждения или разговоры о суициде.

Чего не надо делать

  1. Ждать, что само пройдет. Не замечать.
  2. Искать причины и объяснения. Наличие объективных причин не делают травлю допустимой. Это как будто вместо лечения болезни оправдывать ее разгуливающим вирусом.
  3. Путать травлю и непопулярность.
  4. Cчитать травлю проблемой только жертвы. В очень щекотливом положении оказываются молчаливые свидетели. Многие в глубине души понимают, что происходит что-то нехорошее, но не имеют решимости сказать об этом, боясь сами оказаться в роли жертвы. В результате в их мировоззрении появляется убеждение, что они — нехорошие люди, а мир кругом небезопасен.
  5. Cчитать травлю проблемой личностей, а не группы. Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, в размытости границ допустимого и недопустимого, отсутствии правил игры либо отсутствии взрослых, устанавливающих эти правила.
  6. Давить на жалость к жертве. Лишнее негативное внимание к жертве только усугубит ее положение.
  7. Мириться и терпеть.

Как мне побудить моего ребенка говорить, если он не хочет рассказывать мне, что происходит?

Единственным выходом является откровенный, но деликатный разговор с ребенком и общее решение, как преодолеть проблему. Важно помнить, что ребенку может быть неприятно говорить на эту тему, в этот момент он очень уязвим. Будьте терпеливыми и деликатными. Очень важно искренне поговорить с ребенком, но, если он закрывается, не устраивайте допрос, не повторяйте одни и те же вопросы по нескольку раз.

Попытайтесь выйти на тему насилия посмотрев вместе фильм или телепередачу, в которой говорится о запугивании, спросите мнения ребенка о поступках и мотивах всех участников, и хулигана, и жертвы, о возможностях разрешения ситуации. После обсуждения отвлеченной ситуации можно спросить, не слышал ли ребенок о чем-либо похожем, может быть он или его друзья сталкивались с чем-то похожим.

Также началу разговора может помочь история о ком-либо из знакомых, у кого дети попадали в сложную ситуацию и смогли из нее выйти.

Как разговаривать с ребенком, когда он готов обсуждать эту проблему?

  1. Слушайте. Просто слушайте, будьте внимательны, и не торопитесь с выводами, не выносите суждений. Поблагодарите ребенка за то, что он доверился вам, признайте, что это правильно и смело.
  2. Проявляйте сочувствие к ребенку и осознавайте свои чувства. Даже если ребенок сообщает о деталях, которые кажутся вам пугающими, старайтесь сохранять спокойствие. Этот опыт достаточно сложен для него. Если он почувствует, как сильно вы обеспокоились, делиться подробностями будет труднее.
  3. Не обвиняйте ребенка и не говорите:«Почему ты не сказал мне раньше?», «Тебе надо было постоять за себя!»,«Ты, наверное, сделал что-то не так, раз они так ополчились против тебя!». Это отговорит ребенка говорить с вами снова.
  4. Постарайтесь собрать как можно больше информации о проблеме, о том, кто и как участвует. Задавайте вопросы. Отслеживайте, чтобы вы спрашивали и слушали больше, чем говорили и судили.
  5. Убедите ребенка, что вы на его стороне, и что вместе вы найдете решение. Включите ребенка в процесс решения проблемы:
    • Спросите его о том, что он хотел бы сделать.
    • Объясните ему, как реагировать на буллинг (см. следующий вопрос).

    Было бы неплохо разыграть трудные ситуации с помощью ролевых игр.

    • Помогите определить, к кому обращаться в школе, чтобы сообщить о проблеме.
    • Сформулируйте вместе ответы на вопросы: Что на самом деле произошло? Кто причиняет ему боль? Что он делает?
  1. Регулярно возвращайтесь к этой теме, спрашивайте у ребенка о новостях, следите за тем, как разворачивается составленный вами план.
  2. Если вы считаете, что проблема серьезно повлияла на вашего ребенка эмоционально или психологически, обратитесь за профессиональной помощью к детскому психологу.

Как остановить травлю моего ребенка?

Не только Ваш ребенок, но и Вы оказываетесь в довольно сложной ситуации. Ее изменение потребует терпения и усилий. Но сделать это реально. Иногда достаточно только начать, чтобы ситуация улучшилась.

  1. Сообщите об этом инциденте учителю, узнайте его мнение. Выработайте совместно с ним и социально-психологической службой план по изменению ситуации. Донесите до администрации школы Ваше намерение отстаивать право на безопасность Вашего ребенка. Формулируйте проблему буллинга как проблему класса или школы, а не отдельных личностей.
  2. Сохраняйте спокойствие и избегайте чрезмерной эмоциональной реакции.
  3. Поддерживайте постоянную связь со школой. Ваше внимание подчеркнет важность вопроса и необходимость конкретных действий.
  4. Выражайте признательность, когда вы видите прогресс в достижении того, о чем вы договорились со школой.
  5. Если вы считаете, что вашему ребенку угрожает опасность, немедленно принимайте меры.

Как моему ребенку реагировать на издевательства?

Справиться одному с ситуацией буллинга чрезвычайно сложно. Некоторые из перечисленных советов могут помочь в переживании трудных ситуаций. Донесите до ребенка следующие идеи, пообсуждайте их вместе. Придумайте собственные принципы.

  • Необходимо отличать издевательства от приемлемых действий и шуток.
  • Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.
  • Не следует входить в группы, которые издеваются над другими, ни в роли агрессора, ни в роли наблюдателя, как бы забавно ни казалось происходящее.
  • Сохранять спокойствие. Избегать споров, не отвечать тем же, не продолжать перепалку.
  • Если, несмотря на молчание, травля продолжается, уверенно, глядя в глаза обидчику и твердо сказать: «Хватит делать это». Либо отреагировать такими вопросами:«Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?». Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.«Как ты это определил?» Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».
    «Что тебе мешает…?». Например, «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.«Тебе хочется так думать?»«Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»

    «Я так рад, что вам весело!»

    Целью всех этих ответов является перевод внимания с себя на агрессоров. То, что они делают – это их дело, это они чего-то хотят, кричат, прыгают. Им хочется получать удовольствие от твоей обиды и от чувства власти.

  • Если насилие носит физический характер, испортили вещь, мешают есть или пользоваться туалетом,ты должен обеспечить свою безопасность. Останови хулигана. Если это невозможно, немедленно покинь это место и обратись за помощью к взрослому.

Очень желательно уметь защищаться. Можно рассмотреть вариант заняться боевыми искусствами или любым другим видом спорта, которые могут помочь развить уверенность и спокойствие.

  • Оскорбительное поведение иногда принимает невидимые формы, и это делает его внешне нормальным.

Как я могу помочь своему ребенку обрести уверенность в себе после издевательств?

  1. Поощряйте вашего ребенка проводить время с друзьями, с которыми он чувствует себя комфортно.
  2. Найдите совместные занятия с ребенком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер.
  3. Общайтесь. Проявляйте искренний интерес и к приятным моментам его дня.
  4. Проявляйте доверие к ребенку и его способности решать различные ситуации. В то же время, заверьте его, что вы не пожалеете усилий, чтобы защитить ребенка от любых издевательств в будущем.

Признаки, указывающие, что ваш ребенок издевается над другими детьми:

  1. Ведет себя агрессивно, часто вступает в конфликты и драки.
  2. Частые замечания, касающиеся негативного поведения. Частые вызовы к администрации школы (директору, завучу).
  3. Дружит с детьми, которые запугивают других.
  4. Не принимает ответственность за свое поведение. Обвиняет других в их проблемах.
  5. Чрезмерно беспокоится о своей репутации или популярности.
  6. Имеет вещи, которые вы ему не покупали. Наличие денег у ребенка, которых вы ему не давали.

Уважаемые родители! Откажитесь от попыток силой и угрозами добиться прекращения жестоких действий со стороны вашего ребенка. Перед вами стоит задача помочь ребенку проанализировать его поступки, вместе с ним понять настоящие причины такого поведения для изменений в дальнейшем. Обратите внимание на стиль воспитания ребенка. Важно поддерживать контакт с сотрудниками школы.

Буллинг. Профилактика буллинга

Информационный материал "Как помочь подростку избежать школьного буллинга?"


ПАМЯТКА "Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних"

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведенияи данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего. Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

  • особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

  • прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно:

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

  • ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

  • изнасилование 

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон. В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы». Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения,

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…


Листовка «Как уберечь ребенка от сексуального насилия»


ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Уважаемые родители!
В последнее время растет число детей, ставших жертвами сексуального насилия.
Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей.
У таких детей формируется заниженная самооценка, что влечет сложности в общении со сверстниками.
Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде дома,  оздоровительном лагере, но и дома. Часто преступником становится близкий или знакомый ребенку человек.
Для совершения преступлений против половой неприкосновенности детей используется Интернет.
Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, но чаще – это послушные, доверчивые дети.

Чтобы не случилось беды:

  • Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;
  • Поощряйте детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;  
  • Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях;
  • Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.
  • Установите программу «Родительский контроль» на персональных компьютерах своих детей.

Самым надежным способом, который поможет Вашему ребенку противостоять насилию, является Ваша любовь, внимание и взаимное доверие.


Уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних

       Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.
      К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера  (ст. 170 УК) и др.
      Профилактике данной категории преступлений уделяется особое внимание. Особую озабоченность вызывают преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних. Так, на территории Борисовского района за истекший период 2014 года  по ст. 168 УК Беларуси возбуждено и направлено в суд три уголовных дела. К слову, ст. 168 УК Беларуси предусматривает ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Квалификацией содеянного по ст. 168 УК охватываются половое сношение или другие действия сексуального характера в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего). Таким образом,  совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18- летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст. 168 УК Беларуси. При этом субъектом данного преступления может быть лицо любого пола, достигшее 18-летнего возраста, ему должно быть известно о возрасте потерпевшей (потерпевшего). Если лицо заблуждается в возрасте потерпевшей (потерпевшего), то в случае доказанности ошибки ответственности оно не несет. В противном случае санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания  — ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

      Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения (ст. 26 УПК), т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению  в случае примирения сторон. Таким образом, даже заключение брака между указанными лицами не является основанием для освобождения от уголовной ответственности. 

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

<font color="#800080">ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ</font>

"Об ответственности родителей за воспитание детей, обеспечение их безопасности"


ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений"

"Кризисная комната"

Ответственность за насилие в семье

Республиканская акция "Дом без насилия": информационные материалы


ДЕТСТВО БЕЗ НАСИЛИЯ

Уважаемые взрослые!

Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями мы ежедневно передаем молодому поколению.

Взрослые в силах сделать так, чтобы дети не плакали от боли и обиды, а улыбались от счастья и радости!

Дорогие родители, учителя и все взрослые люди! Помните, что для каждого ребенка любое наше слово, подкрепленное хорошим поступком, становится той путеводной нитью, которая поведет его через всю жизнь. Только своим примером можно вырастить и воспитать счастливых, целеустремленных, толерантных, ответственных, неравнодушных граждан своей страны!

Давайте будем примером своим детям! Ребенок берет за образец наше поведение и будет учиться у нас, взрослых, справляться с гневом без применения силы.

Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поддержке, разговоре «по душам». Они хотят слышать «Горжусь тобой!»

Наши дети! Они смотрят на нас и надеются, что в наших душах есть место для них, для их чувств и переживаний, для их любви и их веры!!!
Задумайтесь! Соответствуем ли мы их надеждам?!


КАК ПЕРЕЖИТЬ УТРАТУ

Советы психолога: сопровождение процесса переживания детьми утраты

Советы психолога: родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с четырьмя вопросами


Подростковая агрессия: причины и способы борьбы

           Подростковая агрессия чаще всего проявляется в ответ на неблагоприятную среду, в которой он находится.

               Стоит признать, что основная причина кроется в отношении к ним родителей и самых близких родственников.

Отсутствие любви и заботы, неконструктивная критика, чрезмерное давление и контроль, постоянные

стрессы порождают озлобленное отношение к окружающему миру. 

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком.

Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему,

как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия,

направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду

чрезмерной эмоциональности и ранимости .

           Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка.

     Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой

          бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые

частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков:

семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно,

минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии

с                                 сдерживать и контролировать себя.  В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных

обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка

в конкретный период времени:

  • Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
  • Болезнь
  • Неправильный рацион питания
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми
  • Локальные неприятные ситуации в семье

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует.

Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного

поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить,

что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления

агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить

свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит

начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле.

Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят:

«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя».

Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно,

проконсультируйтесь с психологом.


Рекомендации по преодолению агрессии

Причины появления агрессии

   Основными причинами агрессивного поведения среди молодежи выделяют: месть, ненависть, желание добиться лидерства, получить удовольствие, бахвальство и риск.

   Также среди причин выделяют:

   1) дестабилизация семьи и высокий процент разводов;

   2) снижение уровня гуманности в общественной и семейной жизни;

   3) усиление возбуждения вследствие наблюдения сцен насилия в средствах массовой информации. Повышенное возбуждение может способствовать агрессии, поскольку повышается уровень активности индивида;

   4) активизация агрессивных мыслей и чувств. При наблюдении агрессивных сцен облегчается доступ индивида к собственным агрессивным мыслям и чувствам;

   5) освоение новых типов агрессивных реакций. Наблюдение сцен агрессивного характера может стимулировать процессы социального

научения, что приводит к освоению новых типов поведения;

   6) ослабление запретов на агрессию. Наблюдение изображаемых в масс-медия сцен насилия может ослабить имеющиеся у зрителей запреты на агрессию, поскольку агрессия представляется как обыкновенное распространенная черта социальных взаимодействий;

   7) снижение чувствительности к страданию жертв. Неоднократное наблюдение сцен насилия формирует у зрителя привыкание, которое, в свою очередь, способствует эмоциональному притуплению в отношении страданий жертвы;

   8) наконец, нельзя недооценивать воздействие изображения насилия на зрительное восприятие агрессии и насилия в реальном мире;

   9) падение авторитетов семьи, школы, общественных организаций;

   10) ошибки воспитательного характера;

   11) экономические проблемы;

   12) изоляция в семье и обществе.

   Анализируя приведенные выше причины, следует обратить внимание, что на первом месте стоит семья, роль воспитания на проявление агрессивности ребенка. Не маловажное влияние оказывает также и общество, и средства массовой информации. На основе этого необходимо привлечь особое внимание родителей к воспитанию и к просматриваемому их детьми телепередачами.

Рекомендации по преодолению агрессии

 Первое – снять тревожность, часто приводящую к формированию защитной агрессии, за которой стоит ощущение не безопасности, угрозы со стороны внешнего мира. Это возможно при создании теплой эмоциональной атмосферы домашнего общения, душевного комфорта, необходимого и ребенку, и взрослому. Агрессивное поведение при защитных формах агрессии побуждается оборонительными тенденциями, поэтому полезно создавать ситуации, позволяющие придавать ребенку (чаще мальчику), опасающегося нападения, уверенность в себе: обучение комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты, занятие по изучению боевых искусств и т.п.

Второе – придание агрессивности социально приемлемой формы, т.е перевод действенной агрессии в вербальную, менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия, проявляемая, например, в замечаниях за проступки, является вполне допустимой, социально разрешенной формой агрессии. В этом случае у человека (ребенка или взрослого) с высоким, но «окультуренным» уровнем агрессивности проявляется огромное желание делать окружающим замечания, и он их делает. Такая форма поведения может вызывать ответный негативизм партнеров по взаимодействию, однако в значительной степени меньший, чем открытая реальная агрессия.

Третье – направленность агрессии на преодоление внешних препятствий. Это необходимо прежде всего при аутоагрессии, когда личность усматривает источник вины и всех неприятностей, требующих уничтожения, в себе. В таком случае нужно придавать аутоагрессии форму действенной направленности на преодоление препятствий, а не на их уничтожение.

Четвертое – использование различных приемов и способов по созданию условий для выхода сиюминутной агрессии. Можно позволить маленькому ребенку совершать безобидные разрушительные действия: рвать бумагу, резать пластилин и т.п., что он обычно делает долго и с наслаждением. Однако после этого необходимы упражнения на расслабление и успокоение. После того как агрессивный импульс снят, можно включать ребенка в совместную деятельность с другими детьми, в которой его агрессивные порывы можно переадресовать с партнера на внешнее препятствия на пути к общей цели. Такую же процедуру можно проводить и со взрослыми людьми.


Буклет "Как помочь тревожному ребёнку"


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Поведенческие маркеры суицидального риска


«Суицид. Как его распознать?».

Суицид – это добровольное лишение человеком себя жизни.

Особенности поведения ребёнка, которые должны насторожить взрослых:

1. Замкнутость, избегание общения с вчерашними друзьями.

2. Капризность, привередливость.

3. Длительная погруженность в свои отрицательные переживания, мрачное настроение.

4. Внезапные вспышки агрессии, гнева, импульсивность (которые не отмечались раньше).

5. Нарушение аппетита (его отсутствие или усиление).

6. Раздача собственных ценных вещей окружающим.

7. Эмоциональное потрясение пережитое ребенком (смерть близкого человека, развод родителей, нарушение отношений в семье, с одноклассниками, друзьями или подругами).

8. Утрата интереса к окружающему, прежние увлечения перестают приносить радость.

9. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

10. Угрозы, любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно («Надоело все», «Хочу умереть», «Скоро все это закончится», «Всем скоро станет лучше», «Вы еще пожалеете обо мне» и др.). В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь.

Рекомендации для родителей по предупреждению суицидов.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
-утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
-пренебрежение собственным видом, неряшливость;
-появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
-резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
-внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
-плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
-склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
-проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
-безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
-стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
-самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
-шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.

Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить
«Ненавижу всех…» «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»
«Все безнадежно и бессмысленно» «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!» «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
«Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» «Где уж мне тебя понять!»
«Я совершил ужасный поступок» «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
«У меня никогда ничего не получается» «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» «Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
-Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
-Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.
-Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
-Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
-Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

-Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Эмоциональное благополучие ребенка – важный фактор, влияющий на его развитие, поведение и особенности общения с окружающими. Именно поэтому родителям необходимо пристально наблюдать за настроением и душевным состоянием своего ребенка.
К сожалению, взрослые не всегда могут оценить серьезность переживаний несовершеннолетнего и оказать вовремя необходимую эмоциональную поддержку. Это может привести к ощущению одиночества у ребенка, тяжелым эмоциональным переживаниям и последствиям.
Особое внимание внутренним переживаниям ребенка следует уделять в кризисных ситуациях. К ним могут быть отнесены:

несчастная любовь;
ссора либо конфликт со значимым взрослым;
травля (буллинг), запугивание, издевательство со стороны сверстников (в том числе в интернете);
тяжелая жизненная ситуация (смерь близкого человека, тяжелые заболевания);
отсутствие успехов в школе;
неприятности в семье (межличностные конфликты, ситуация развода) и другие.
Если вы заметили у ребенка поникшее состояние, апатию, отсутствие интереса к происходящим событиям и другие признаки депрессивного состояния, не стоит их трактовать как «возрастной кризис». Необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к специалисту для оказания своевременной помощи.
Дополнительную информацию по вопросам выявления, предупреждения и оказания психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, вы можете получить на следующих сайтах:


http://pomogut.by/

https://rcpp.by/

https://groblspc.znaj.by/

Консультационную помощь несовершеннолетние и их законные представители могут получить по телефону:

8 (801) 100 16 11 – республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (круглосуточно, бесплатно);

8 (017) 300 10 06 - отдел психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи;

170 - телефон доверия г. Гродно (круглосуточно, анонимная помощь);

8 (0152) 55 70 33 – государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр».


Это важно знать!

Если вы заметили в поведении своего ребенка хотя бы один из следующих факторов:

  1. Разговоры о снижении ценности жизни, нездоровые фантазии на тему смерти, акцентирование внимания на эпизодах сведения счетов с жизнью в фильмах, новостях;
  2. Появление у ребенка литературы о желании уйти из жизни, просмотр соответствующей информации в интернете;
  3. Попытки ребенка уединиться. (Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о о желании уйти из жизни, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка);
  4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. (Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними! Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном);
  5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни;
  7. Попытки закончить все свои дела как можно быстрее, приведение всех дел в порядок;
  8. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям;
  9. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике);
  10. Словесные указания или угрозы

Бросайте все свои дела и старайтесь все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверены в том, что подавленное настроение и ощущение потери смысла жизни ушло без следа.

Что поможет изменить ситуацию:

  • Для ребенка забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами, ему очень нужна эмоциональная поддержка и тепло, хотя он не умеет просить поддержки. Предложите ее сами.
  • Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?».
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.
  • Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это».
  • Задавайте вопросы о самочувствии, о том, что ему было бы приятно, если бы вы сделали.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. Спросить, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, можно предложить свои способы изменения ситуации.
  • Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны утвердительные указания.

ДЕТСКИЙ СУИЦИД. ИНФОРМАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Игромания и ее последствия

Пожалуй, каждый человек сразу подумает о зависимости от азартных или компьютерных игр услышав слово "игромания", и окажется, конечно, прав. Итак, игромания (она же лудомания, гемблинг, игровая зависимость) — это патологическая склонность к играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в них и начинает доминировать в жизни человека, ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

 В системе кодирования болезней МКБ-10 игромания имеет код F63.0.

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также развитием компьютерных игр. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигала 5 % населения 15 лет назад. С развитием интернета эта цифра существенно возросла.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения.

Основные признаки игромании

Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения:

  • постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре; причем они по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;
  • быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну.

Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости

Существуют определенные факторы, предрасполагающие к игровой зависимости. Среди них особо отметим:

  • участие в играх родителей, знакомых;
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);
  • вещизм;
  • неправильное воспитание в семье;
  • переоценка значения материальных ценностей;
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях;
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым;
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег;
  • принадлежность к этническому меньшинству;
  • отсутствие семейного статуса;
  • депрессия.

Основные стадии развития игровой зависимости

1.Стадия выигрышей - представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

2. Стадия проигрышей характеризуется часто игрой в одиночестве, хвастовством выигрышами, размышлениями только об игре. отмечаются затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

3.Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.


Компьютер и дети

Сегодня можно услышать множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, информация становится доступной любому пользователю вне зависимости от его места жительства. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны.

С другой стороны, существует множество опасностей, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз – можно перечислит еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой “компьютерной зависимости”, когда ребенок проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.

Эти противоречия говорят о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.

Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей, которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь (отсюда взрослые “трудоголики” и ограничивающие свою жизнь только учебой школьники).

Хотим мы или не хотим, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому не нужно пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.


Десять правил безопасности для детей в Интернете

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.

 2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.


 Рекомендации  родителям по профилактике компьютерной зависимости

 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова      не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более        часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер         — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю          со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя.     Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам  в специализированные центры.


Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.