Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Современный урок

Дата: 30 ноября 2021 в 22:22, Обновлено 4 января 2023 в 21:37

Подготовка учителя к уроку

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) образовательного процесса. Провести хороший урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое за­висит от понимания и выполнения требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами, зако­номерностями и принципами образовательного процесса.

Требования к уроку

Среди общих требований, которым должен отвечать каче­ственный урок, ведущие педагоги выделяют следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей образовательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-вос­питательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, лич­ным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, уме­ний, навыков, рациональных приемов мышления и деятель­ности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого урока.
Успешное проведение урока и достижение его целей во многом определяется предварительной работой учителя. Подготовка учителя к уроку состоит из двух этапов: предварительного и непосредственного.
Предварительный этап включает в себя:
- изучение нормативной правовой базы образовательного процесса;
- изучение специальной (предметной), психолого-педагогической и методической литературы;
- ознакомление с требованиями пояснительной записки и содержанием учебной программы, учебниками, пособиями;
- анализ передового педагогического опыта, а так же своего опыта работы;
- составление календарно – тематического планирования.
Непосредственный этап включает в себя:
- определение типа и места урока в теме;
- определение целей урока;
- определение последовательности и планирование результатов каждого этапа урока;
- подбор методов и форм организации познавательной деятельности учащихся;
- подбор средств обучения;
- составление технологической карты (конспекта или плана) урока;
- оценка спланированного урока, внесение корректив.

Планирование урока

Определение типа и места урока в теме
Структура процесса усвоения знаний представляет собой логическую цепочку: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. Типология урока зависит от этапа организации деятельности по усвоению знаний. Существуют  различные подходы к типологии урока. 
Типология урока по Т. И. Шамовой:
1.     Организационный урок.
2.     Изучение и первичное применение знаний и способов деятельности.
3.     Закрепление знаний и способов деятельности.
4.     Комплексное применение знаний и способов деятельности.
5.     Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
6.     Проверка и оценка знаний и способов деятельности.
7.     Коррекция знаний и способов деятельности.
Планирование урока зависит от его типа, так как каждый из уроков имеет свою дидактическую цель и задачи.
Определение целей урока
Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Выделяются обучающие (когнетивные) цели и цели, направленные на развитие ребёнка (аффективные).
Существует ряд требований к постановке целей:
•         Ставить так, чтобы её можно было проверить (диагностичность цели).
•         Указывать, с помощью чего мы будем её достигать (операциональность).
•         Указывать, какие уровни усваиваем на уроке (уровневая постановка цели).
•         Реальная выполнимость цели.
Образовательная  цель определяется на основе раздела программы, что должны знать и уметь учащиеся. Для формулирования образовательной цели я пользуюсь следующим клише:
Организовать деятельность учащихся по … (изучению и первичному закреплению, по применению знаний, по обобщению и систематизации знаний и т. д. (в зависимости от типа урока)) по теме …, в результате чего учащиеся будут знать …, уметь 
Прописывая образовательную цель таким образом, я всегда знаю, что хочу увидеть в конце урока.
Так как за один урок невозможно развить и воспитать ребенка, то для формулирования целей воспитания и развития можно использовать следующие клише:
-                    Создать условия для…
-                    Содействовать…
-                    Способствовать…
-                    Поддерживать…
-                    Предоставлять возможность…
-                    Организовать ситуацию…
Определение последовательности и планирование результатов каждого этапа урока
В основе любого урока лежит всё та же логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, рефлексия. В связи с этим выделяют набор этапов урока:
  •              Организационный этап.
  •              Этап проверки домашнего задания.
  •              Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
  •              Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
  •              Этап первичной проверки понимания изученного.
  •              Этап закрепления.
  •             Этап применения изученного.
  •             Этап обобщения и систематизации.
  •             Этап контроля и самоконтроля.
  •             Этап коррекции.
  •             Этап информации о домашнем задании.
  •             Этап подведения итогов учебного занятия.

Рефлексия.


Этапы урока и методические приемы

Поскольку любой урок - это искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
Ø    Ориентировочно – мотивационный этап
На данном этапе учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока.
На данном этапе можно использовать следующие приёмы:
1.            Ориентировка на цели – выбрать цель из списка результатов урока.
2.            Разбросаем по колонкам – ученики систематизируют факты, понятия, помещая в колонки таблицы, среди них есть информация из новой темы.
3.            Диктант с проблемой – в диктанте есть вопросы или задания, на которые никто из класса не может ответить .
4.            Инсерт - таблица «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше.»- чтение текста с пометками на полях +, -, ?.
5.            Блеф-клуб – верите ли вы, что…
6.            Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.
7.            Перепутанные логические цепочки – проставить + или- против предложенных высказываний, после изучения темы вторичный возврат.
8.            “Линия времени”.
На доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
9.     “Оратор” - за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
10.                       “Кумир” - на карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?
Ø   Операционно – познавательный этап
Цель этапа
 Восприятие, запоминание и анализ  учащимися основного учебного материала.
На данном этапе урока учащиеся в основном достигают целей урока.
Приёмы.
1.            Ассоциации – с чем ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к ассоциациям – вывод – определение.
2.            Алфавит – раскрыть смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита.
3.            Логическая цепочка.
4.            Графическое изображение термина.
5.            Схема (таблица) с белыми пятнами.
6.            Мудрые совы
- найти в тексте основные понятии, записать их в алфавитном порядке;
- «Что? Не ждали?»
Из текста выбрать информацию, которая является неожиданной, т. к. противоречит ожиданиям и представлениям;
- «Ты уже знаешь последние новости?»
Записать информацию, которая является новой;
- «Главная жизненная мудрость»
Постараться выразить главную мысль текста одной фразой;
- «Известное и неизвестное»
Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной;
- «Поучительный вывод»
Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимыми в будущей жизни?
7.            Опрос эксперта (экспертом может быть подготовленный ученик или любой высокомотивированный ребенок).
8.            Мозговой штурм – все предлагают вопросы, они записываются на доске, потом обсуждаются и объединяются, выбираются самые главные и существенные.
9.            Рынок возможностей – презентация результатов деятельности микрогруппы (коллаж, проект, интервью, логико – смысловая модель ит. Д.) на рынке все рассматривают товар, задают вопросы.
10.       Сундук с сокровищами – что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что было в начале урока, что в конце.
11.       Графический опрос – детям даётся опросник, предполагающий ответы «Да, нет», на графике дети показывают свои ответы, потом сверяют с эталоном.
12.       Двучастный дневник – заполнение таблицы по ходу чтения.13.       Инсерт – маркировка текста значками по ходу чтения + - знаю, - не знаю, ? – хочу знать больше.
Вопросы
Основные понятия темы
14.       Ромашка Блума – работа с вопросами различной сложности.
Вопросы
Простые
«Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»
Объясняющие
«Почему?»
Уточняющие
«Правильно ли я понял?...», «Верно ли?...»
Оценочные
«Чем отличается?...», «Как ты относишься?...», «Какие чувства вызывает?...»
Практические
«Как бы ты поступил?...», «Где в обычной жизни?...»
Творческие
«Что было бы, если бы?...»
15.        «Толстые» и «тонкие» вопросы.
?
?
Кто… Что…
Когда…
Может…
Будет…
Мог ли…
Как звали…
Было ли…
Согласны ли вы…
Дайте объяснения, почему…
Почему вы думаете…
Почему вы считаете…
В чём разница…
Предположите, что будет, если…
Что если…
16.       Чтение с остановками – чтение текста, предварительно разбитого на части с прогнозом (что будет дальше?).
17.       Выглядит как… звучит как… - записать или назвать зрительные и слуховые ассоциации на слово или понятие.
18.       ПМИ (Плюс. Минус. Интересно.) – таблица.
+
-
?
Положительная сторона явления
Отрицательная сторона явления
Интересно узнать
19.       Сводная таблица.
Понятие 1
Линии сравнения
Понятие 2
21.       Сюжетная таблица – «Что? Кто? Где? Когда? Почему?»
Ø   Контрольно – оценочный этап
Цель этапа
Самоконтроль, обнаружение детьми своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности.
Приёмы
1. Рецензия - учащиеся отвечают, а рецензенты пишут рецен­зию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2) полнота ответа, 3) нали­чие интересных фактов, 4) логика мышления, 5) культура речи. 6) ошибки и неточности во время ответа.
2.     Фантазеры - заранее подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.
3.     Сюрприз - в конце урока, занятия можно предложить вытя­нуть жребий — сложенные листочки бумаги со словами. Например: «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа.
4.     Рекламная компания - после изучения темы учащимся пред­лагается сделать рекламу, рекламный плакат.
5.     «Хочу все знать!» - участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который ин­тересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к завтрашнему дню. Можно обратиться за помощью к педагогу или родителям.
Приемы рефлексии:
1.     Свет молнии (или «Мозговой штурм) – высказывания.
2.     Письмо самому себе.
3.     Телеграмма (СМС).
4.     Торт решений.
5.     Пошушукаемся – в паре на ушко рассказать соседу главное о том, что усвоил.
6.     Футбольное поле – каким игроком себя представил, почему? (нападающий, защитник, вратарь и т. д.).
7.     Кластеры – таблица «гроздь».
8.     Рефлексивная мишень.
9.     Мини – сочинение.
10.   Ключевое слово.
11.   Цепочка пожеланий.
12.  Заверши фразу.
13.   Рефлексивный ринг.
14.    Синквейн.
15.  Разбери слово по буквам.
16.  Оценочное окно.
17.    Автобусная остановка.
№1
Математический диктант
+
№2
Решение задачи
?
№3
Решение примеров
-
1
8.  Шесть шляп мышления.
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после практики, после изучения достаточно большой темы и так далее).
Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и так далее), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и так далее. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой части: походить по другим группам. Послушать, что они говорят, а – во второй части – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.