Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Советы педагога социального и педагога-психолога

Дата: 11 ноября 2014 в 11:42, Обновлено 25 сентября 2017 в 08:00
Автор: Ткач Е. В.

Советы психолога: "сигналы опасности" при переживании детьми утраты, которые должны насторожить педагога (взрослого)


Рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Тренинговые занятия, направленные на профилактику кризисного состояния у несовершеннолетних

Со стрессом можно справиться...

Работа с детьми, проживающими в ситуации конфликта

Рекомендации учителям по работе с агрессивными детьми

Рекомендации по работе с тревожными детьми

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Рекомендации учителям по работе с детьми с ОПФР

Адаптационный период учащихся 5 класса

Отметки в начальной школе: за и против


Памятка для педагогов и службы СППС
Основные подходы к профилактике наркопотребления:

►Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления. Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информация стирается из памяти.

►Эмоциональное обучение: преодоление эмоциональных и личностных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой. Неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».

► Поведенческий подход: формирование жизненных навыков и умений противостоять употреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности.

► Предоставление альтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодёжь может реализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность (организованный досуг, клубы, путешествия, походы, творчество, спорт).

►Укрепление здоровья: сочетание личного выбора и социальной ответственности за собственное здоровье, обучение жизненному стилю.

Советы педагогу

Своевременная помощь в случаях наркотического опьянения

Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:

-удалить учащегося из класса, изолировать от одноклассников;

-немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей;

-связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел;

-важно корректно общаться с ребёнком, так как, возможно, ему (ей) необходимы поддержка и понимание взрослого и помощь специалиста.

При признаках передозировки наркотиков необходимо:

-вызвать скорую помощь;

-повернуть пострадавшего на бок;

-очистить дыхательные пути;

-следить за состоянием пострадавшего;

-при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту сделать искусственное дыхание.


«Суицид. Как его распознать».

Суицид – это добровольное лишение человеком себя жизни.

Особенности поведения ребёнка, которые должны насторожить взрослых:

1. Замкнутость, избегание общения с вчерашними друзьями.

2. Капризность, привередливость.

3. Длительная погруженность в свои отрицательные переживания, мрачное настроение.

4. Внезапные вспышки агрессии, гнева, импульсивность (которые не отмечались раньше).

5. Нарушение аппетита (его отсутствие или усиление).

6. Раздача собственных ценных вещей окружающим.

7. Эмоциональное потрясение пережитое ребенком (смерть близкого человека, развод родителей, нарушение отношений в семье, с одноклассниками, друзьями или подругами).

8. Утрата интереса к окружающему, прежние увлечения перестают приносить радость.

9. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

10. Угрозы, любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно («Надоело все», «Хочу умереть», «Скоро все это закончится», «Всем скоро станет лучше», «Вы еще пожалеете обо мне» и др.). В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь.


ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ


Памятка учителям 1 классов:

-Помогайте ребёнку организвать свою деятельность;

-Повторяйте последовательность действий из урока в урок;

-Организуйте деятельность первоклассника таким образом, чтобы каждые 10-15 минут менялся вид деятельности (устный опрос, письменное задание, чтение вслух и т.д.);

-Не пренебрегайте физкультминутками, особенно если видите, что внимание детей рассеивается;.

- Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания;

-Поощряйте их задавать вопросы, если что-то неопнятно, снисходительно относитесь к тому, что первоклассники склонны спрашивать одно и то же по несколько раз;

Избежать непонимания на уроке помогут:

§ Задания, стостоящие из коротких предложений, содержащие примеры;  

§ Планы и алгоритмы действия;

§ Поэтапное приучение учащихся к соблюдению правил: сначала закрепляем одно требование, затем другое



 

Запоминание материала учениками   

     Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение  прошлого опыта.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Память - наиболее тренируемый познавательный психический процесс. Главное условие развития памяти - упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации (побуждения к деятельности). На уроке важно создать мотивацию запоминания. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса, для сдачи экзамена, тестирования, для дальнейшей жизни. Важно четко формулировать задачу запоминания: что запомнить, на какой срок, как точно.

     Виды запоминания:

Осмысленное запоминание - основано на осмыслении внутренних логических связей между частями материала.

Механическое запоминание — это запоминание без осмысления логической связи между частями запоминаемого материала. Например: заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

     Приемы осмысленного запоминания:

1. Установление связей запоминаемого материала с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. Этому способствуют вопросы классу типа:«Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?».

2. Выделение опорных пунктов, в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, необычные, незнакомые слова, формулы, сокращенные названия и т.д.

3. Группирование - разбиение материала на части по смыслу, объему, ассоциациям, по известным основаниям и т.д.

4. Изображение или описание чего-либо в упрощенном и обобщенном виде, в графической форме, в виде схем.


 


Рекомендации педагога-психолога учителям

O    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся.

O    Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.

O    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

O    При первых неудачах пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

O    Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

O    Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

O    Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.

O    Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.

O    Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

O    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

O    Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.


Рекомендации по работе с неуверенными детьми

     Неуверенные дети (подростки) не умеют опираться на собственное мнение, а склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети зачастую не могут самостоятельно проверить качество своей работы, так как они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают трудности при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В такой ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам, учителям или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

     Неуверенные дети не умеют отстаивать собственную точку зрения, им сложно принять самостоятельное решение, они часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно учителю подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

     Рекомендации учителям по работе с неуверенными детьми:

- очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора;

- откажитесь от сравнения неуверенного ребёнка с другими детьми;

- воздержитесь от советов и рекомендаций. Полезнее предложить ребёнку (подростку) самому сделать выбор и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»);

- используйте ободряющие фразы, способствующие созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься»;

- если ребенок не может приступить к выполнению задания можно  спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» Можно также предложить ребёнку альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;

- поощряйте самостоятельность ребёнка;

- неуверенным детям не следует говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение.


Приемы, способствующие формированию у ученика правильного поведения

1.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2.  Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.