На основании приказа управления образования Гродненского районного исполнительного комитета №181 от 05.10.2020
ГУО "Озёрская СШ" получила статус
"Опорная инновационная площадка"
на время реализации инновационного проекта
"Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений"
Цель проекта: формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;
- внедрить и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
- разработать методическое обеспечение, определить оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности. Такая задача сформулирована в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
По мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, существует три причины, указывающие на то, что коммуникативная компетентность является ключевой:
1. Общественный запрос, или «вызовы времени». Первый запрос связан с ощущением дефицита в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Не случайно мы наблюдаем сейчас всплеск интереса к различным коммуникативным тренингам, курсам делового общения и т. п. Решение проблемы определяется сегодня не столько уникальностью мышления того или иного специалиста, сколько эффективной организацией коллективной работы разных специалистов, т.е. их коммуникативной компетентностью. Возросла роль электронных коммуникационных систем. В связи с этим появилось много новых понятий: «виртуальные переговоры», «телеобмен», «виртуальная конференция» и др. Второй запрос связан со стиранием границ и перемешиванием различных этнических и социальных групп, которые приводят к возникновению поликультурного общества, а последнее, как известно, требует развития компетентности в сфере межкультурной коммуникации.
2. Потребности самой сферы образования. Основной задачей образования является развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, осуществление чего возможно при высокой коммуникативной компетентности.
3. Третья причина, выдвигающая коммуникативную компетентность в число ключевых, заключается в том, что коммуникация, понятая как «обмен знаниями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации, а является способом и одновременно условием существования любого макро-или микрочеловеческого сообщества.
Формирование коммуникативной компетентности как готовности и способности личности к осуществлению успешного общения, т.е.
достигающего цели (эффективного) и эмоционально благоприятного (психологически комфортного) для участвующих сторон, обеспечивает доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в законодательных документах Республики Беларусь. Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между:
растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию; отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.
Педагоги учреждения образования должны обеспечить конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными
общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности воспитательной стратегии. Они должны уметь оказывать обучающимся – членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знать специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществлять с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.
Основная идея проекта заключается в создании условий для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации, адаптации и самореализации личности в современных условиях жизни в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений; разработке механизма внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона; определении оптимальных форм и методов формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений.
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда, в которой формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся будет наиболее эффективным.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет отработана на практике система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Реализация инновационного проекта окажет содействие в:
- практическом решении проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- во внедрении эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- воспитании нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
- повышении уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательного процесса и созданных условий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития
образования» провел установочную встречу педагогов с консультантами инновационных проектов по вопросам организации инновационной деятельности на базе ГУО "СШ №11 г.Гродно"
Введение в проблему коммуникативной компетентности
КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ МИРА
17.11.2021
В Гродненском областном институте развития образования состоялось совещание, посвященное использованию в воспитательном процессе учреждений образования Гродненской области материалов международного культурно-гуманитарного проекта «Киноуроки в школах мира». Модератором совещания выступил начальник главного управления образования Гродненского облисполкома Руслан Абрамчик.
В совещании приняли участие начальник отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования Гродненского облисполкома Ольга Ненартович, проректор по учебно-методической работе института Елена Казановская, руководство и методисты центра идеологической, воспитательной и социальной работы института, специалисты управления образования Гродненского райисполкома и методисты районных учебно-методических кабинетов отделов образования администраций г. Гродно, курирующие воспитательную работу, опытные руководители учреждений общего среднего образования, а также представители учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений».
На встрече присутствовал уполномоченный представитель АНОЦРИСТ «ИНТЕЛРОСТ» на территории Республики Беларусь, методист государственного учреждения образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи», Дмитрий Чебурканов, который познакомил участников совещания с особенностями реализации проекта на территории Республики Беларусь.
Школьникам Беларуси переданы 32 киноурока (фильмы и методические пособия для педагогов). Все они имеют положительное экспертное заключение научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, включены в государственный регистр фильмов Республики Беларусь, размещены на Национальном образовательном портале и на сайте института в разделе: Воспитательная работа / Виртуальный методический кабинет / Эффективные практики воспитания.
По итогам совещания учреждениям образования области рекомендовано использование материалов при проведении воспитательной работы.
КОУЧИНГОВАЯ ПЛОЩАДКА
"КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ"
30 ноября 2021 г. состоялась встреча педагогов-инноваторов ГУО «Озерская СШ» в рамках реализации программы развития коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня», на которой обсудили особенности формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся, участие в культурно-гуманитарном проекте «Киноуроки в школах мира».
Учимся дружить и общаться!
7 декабря 2021 г. в 5 классе Озерской школы в рамках программы развития коммуникативной компетенции «Искусство общения: я и мир вокруг меня» прошло занятие «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». Модератором мероприятия выступила классный руководитель Гораш С.А.
Ребята подготовились к занятию основательно, выполнив домашние задание: заполнили анкету «Вот я какой!». В рамках занятия поприветствовали друг друга в игре «Ласковое имя», проанализировали домашнее задание, обсудили структурные компоненты личности. Модератор сделала особый акцент на важности знаний о самом себе и позитивном самовосприятии себя. В рамках проекта «Киноуроки в школах мира» обсудили видеоматериал ««Мой друг единорог».
Участники написали 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?», обсудили полученные качества. В завершении занятия прислушались к советам Чарли Чаплина о развитии таланта. Ну и, конечно же, получили очередное домашнее задание – нарисовать себя в виде растения, животного. С нетерпением ждем следующего занятия!
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других (10 декабря 2021 г.)
7 класс
«Я в мире людей: секреты эффективного общения»
19 января 2022 г. в 5 классе ГУО «Озерская СШ» прошло очередное занятие в рамках программы развития коммуникативной компетентности учащихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня» с целью развития коммуникативных навыков учащихся, выработки доброжелательного отношения друг другу. Модератором мероприятия выступила классный руководитель Светлана Аркадьевна Гораш.
Общий тон занятию задало упражнение «Приветствие», в рамках которого учащиеся познакомились друг с другом на манер «европейцев», «африканцев», «японцев». Упражнение прошло весело и эмоционально, зарядило ребят энергией.
Интересно прошел анализ домашнего задания: ребята представили себя в образе растения или животного, поделились своими впечатлениями.
В процессе выполнения упражнения «Клубочек» ребята учились не только говорить комплименты друг другу, но и принимать их, благодарить своих одноклассников.
Модератор мероприятия отметила, что взаимоотношения между людьми – важная составляющая жизни. Взаимоподдержка – это то, что объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. Этот постулат доказало упражнение «Доброе животное», которое ребята с охотой выполнили и обсудили.
В завершение классного часа ребята поделились своими впечатлениями, составили синквейн на тему «Общение».
Заметка "Секреты общения" на страницах республиканской газеты "Зорька"
"Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ"
Секреты ффективного общения обсуждали 25 января 2022 г. ученики 7 класса
Кейс компетенции «Мультимедийная журналистика»
Активисты ОО «БРПО» им. В.С.Кизевича, участники инновационного проекта Кира Пивоварчик, Даниил Косицкий решили попробовать свои силы…в журналистике и побыть самыми что ни на есть настоящими корреспондентами. К интервью ребята готовились долго и старательно: подбирали вопросы, обсуждали возможные комментарии.
Это не удивительно, ведь интервью ребята собрались брать у молодых специалистов школы – педагога-психолога Карины Олеговны Сороко, учителя трудового обучения Дианы Дмитриевны Доста.
Поддержала ребят в их инициативе классный руководитель Светлана Акадьевна Гораш. И вот что из этого получилось!
Диана Дмитриевна, расскажите немного о себе.
Я закончила Милевичскую школу в 2017 году. Поступила в Волковысский педагогический колледж на специальность «Обслуживающий труд и изобразительное искусство». Закончив колледж, была распределена в Озёрскую среднюю школу на должность учителя обслуживающего труда. Увлекаюсь рисованием, фотографией, люблю читать.
Быть учителем – огромная ответственность, с Вас берут пример наши школьники. Что значит для Вас быть учителем?
Быть учителем для меня – важно и почётно. Я с удовольствием веду уроки, общаюсь с детьми, стремлюсь передать им свои знания. Считаю, что у меня уже сложились хорошие отношения с детьми, но все это не мешает мне быть строгим и требовательным педагогом.
Легко ли быть молодым педагогом?
Очень легко, когда рядом с тобой – опытные, отзывчивые коллеги, которые подскажут, направят и посоветуют. Мне очень повезло начать свой профессиональный путь именно в стенах Озёрской школы, где я нахожу необходимую помощь и поддержку.
Что, на Ваш взгляд, главное в работе учителя?
Я считаю, что любовь к детям. Несмотря на сложности, в каждом ребенке нужно видеть личность, творческое начало, уметь организовать и занять их. Качества настоящего профессионала - целеустремленность, тактичность, сопереживание, терпеливость.
Спасибо, Диана Дмитриевна!
Карина Олеговна! Когда и как Вы поняли, что хотите быть педагогом?
Чтобы стать педагогом мало одного желания, должно быть призвание. В детстве я часто играла в школу, кроме этого, моя мама - педагог. Думаю, это предопределило мой выбор профессии. Также на мой профессиональный выбор повлияли и педагоги моей школы, в которой я училась.
Как Вас приняли у нас в школе?
Меня приняли отлично. На первом же собрании представили коллективу. Все стремятся мне помочь и советом, и, конечно же, делом.
А еще мне очень нравится работать с детьми, которые всегда отзываются на любую просьбу и очень инициативны.
Что вас привлекает в деятельности педагога-психолога?
Наверное, в своей работе меня, как и других педагогов, привлекает общение с детьми. И если у учителя главная задача – дать ребенку какие-то знания, проследить, чтобы он усвоил материал, у педагога-психолога цель немного другая. Я должна рассмотреть ребенка, которому сложно, который напуган, испытывает какие-то трудности. Должна быть очень внимательна, реагировать на каждый сигнал. Ну и, конечно же, помочь справиться с трудной ситуацией.
На ваш взгляд, профессия психолога-это профессия, на которую можно выучиться,неважно какой человек по характеру, или это все-таки некий талант, желание общаться и понимать человека?
Я думаю здесь надо разделить всю психологию на практическую и научную. Для того, чтобы работать в научной среде и заниматься исследованиями, наверное, не важно, есть ли у вас какая-то предрасположенность к общению с людьми, скорее важно насколько вы любознательны и хотите этим заниматься . Если мы говорим про практическую психологию, то, не смотря на то, что на психолога можно выучиться, должна быть внутренняя предрасположенность к этому. В какой-то степени это заложенное с детства желание общаться, понимать человека и помогать ему.
Вы сделали правильный выбор? Не планируете менять сферу деятельности после того, как отработаете два года?
Уверена, что и потом буду работать здесь. Мне нравится моя работа, нравится коллектив, ребята, с которыми приходится общаться.
Чего бы вы хотели добиться в своей сфере?
Скорее всего, я бы хотела добиться какого-то признания со стороны других специалистов, признания именно меня как специалиста. Я считаю, я нашла идеальную работу своей мечты–она достаточно насыщена и разнообразна.
Спасибо, Карина Олеговна!
ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «Воспитание культуры речи школьников в семье»
Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей»
Уважаемые родители! Этот материал поможет Вам подробнее узнать о коммуникативных навыках и как сформировать их у детей.
Что такое коммуникативные навыки?
Для личности, живущей среди людей, умение общаться, устанавливать взаимоотношения является необходимостью. В переводе с латинского термин «коммуникативность» подразумевает умение человека устанавливать контакты с окружающими и является неотъемлемой частью его нравственно-этического воспитания.
Задача взрослых - привить детям следующие навыки, необходимых для полноценного развития:
- понятно выражать эмоции, чувства, а также мысли;
- вежливо воспринимать информацию и делиться идеями, чувствами с другими на взаимной основе.
Первоначальные склонности к коммуникации у всех людей разные. Некоторым общение даётся легко и непринуждённо, а у кого-то могут возникнуть сложности. Важно учитывать персональные психологические особенности ребёнка при развитии социальных навыков. Но при любых начальных способностях есть возможность улучшить коммуникативные черты ребенка.
Главные навыки, которым надо уделить максимальное внимание.
1. Развитие у ребенка желания общаться.
2. Усвоение принципов и правил взаимного контакта с окружающими в различных ситуациях ( беседа или конфликт).
3. Расширение практических навыков, в том числе:
- внимательное обращение к тому, с кем общаешься;
- привлечь его внимание к своей личности;
- умение доказать собеседнику, что предлагаемый для него материал очень важен;
- доброжелательность;
- признание мнения собеседника;
- умение заинтересовать другого человека своей идеей;
- способность слушать, проявлять внимание к участнику диалога.
Родителям уделять достаточное внимание работе с коммуникативными навыками желательно с первых дней. Рассмотрим этот процесс в разные годы жизни детей младшего возраста.
До 2 лет.
В этот период ребенок общается только с семьёй. Родители проявляют реакцию на его поведение, обращаются к младенцу лично. Он же воспринимает такие действия по слуху, зрением и ощущениями. В основном всё взаимодействие происходит с помощью жестов, мимики и звуков.
От 2 до 4 лет.
Далее малыш начинает контактировать с ровесниками. Наступает время идти в детский сад, где круг общения дополняется воспитателями и другими детьми. Жестов и звуков становится недостаточно для выражения эмоций, соответственно, появляется необходимость в развитии речевых навыках.
От 4 до 6 лет
По мере взросления ребенок всё больше знакомится с внешним миром, и его принятие этого мира претерпевает изменения. Количество контактов с разными людьми постепенно увеличивается. А с наработкой опыта появляется понимание правил общения.
От 6 лет и старше.
С наступлением школьной поры область коммуникации становится ещё шире, теперь в ней отмечается увеличение числа незнакомых людей. Манера поведения среди людей приобретает личный характер, формируются индивидуальные черты личности. Общение с другими превращается в норму, и правила взаимодействия в различных ситуациях становятся более доступными для понимания. Отмечается прямая зависимость коммуникативных способностей детей от широты их кругозора, степени раскрытия талантов и лёгкости получения новых навыков.
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Из всех возрастных групп детскую однозначно можно назвать самой активной в плане общения. Для малышей свойственно постоянно делиться информацией, участвовать в коллективных мероприятиях. Однако часто в группе выделяются дети, для которых скорее характерна обособленная позиция.
Существует несколько объяснений сложностей во взаимодействии с окружающими.
Застенчивый ребенок.
Робость является одним из основных показателей закомплексованности. У таких детей сформировано мнение, что в случае ошибки над ним будут насмехаться окружающие. Поэтому такие дети стараются не привлекать к себе внимания, могут избегать даже одобрения и воспринимать его как угрозу.
Ребёнок-интроверт (не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающими).
Для интроверта нахождение среди людей может быть вполне комфортным, но одиночество для него предпочтительнее. Даже будучи уверенным в себе, такой ребёнок склонен к тревожности при взаимоотношении с людьми.
Влияние семьи.
Бесспорно, огромное воздействие на формирование личности малыша оказывает семья. Отношение к нему со стороны родственников напрямую сказывается на том, как он воспринимает свою позицию в обществе. Дети из семей, где царит атмосфера взаимопомощи, поощряются любые начинания, в социуме также не боятся самовыражаться и легче находят одобрение. Противоположная модель поведения свойственна ребёнку, которого игнорируют и чьи успехи обесценивают в кругу родственников.
Как понять, что коммуникативные навыки не развиты ?
Для здоровых, гармонично развитых детей характерно формирование коммуникативных навыков к семи годам. Тревожным показателем становится отсутствие склонности общаться с окружающими.
Стоит присмотреться к ребёнку, если он чрезмерно активен, невнимателен, игнорирует запреты, постоянно выбивается из общения со сверстниками. Данные симптомы могут свидетельствовать о синдроме дефицита внимания.
Помимо этого, на навыки общения у малышей оказывают влияние стеснительность, тревожность, сложности адаптации к группе, неадекватные принципы воспитания в семье. В случае критического воздействия этих факторов для их коррекции стоит воспользоваться услугами психолога.
Роль родителей в формировании коммуникативных умений у детей очень велика. Именно с них начинается развитие культуры речи у ребенка. Воспитание культуры речи имеет особое значение. Навык грамотно выражать мысли, широта словарного запаса и манера разговора говорят об уровне культуры человека. Начальную культуру речи ребёнок приобретает дома. В первую очередь, на формирование этой культуры оказывают влияние родители и все, кто проживает дома. Особенно важно, как взрослые общаются между собой: интонация голоса, жесты, слова, дикция.
Родители должны научить детей вежливому обращению со взрослыми, умению слушать указания взрослых. Дети не должны переходить на крик.
Важным является отсутствие в речи детей слов-паразитов. В семье дети должны научиться бесконфликтному общению: умению слушать собеседника, воспринимать его информацию.
КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание ослабления этой связи, то родители стараются, чтобы она сохранялась как можно дольше. Родители хотят поделиться своим опытом, предостеречь, а дети стремятся приобрести собственный опыт, даже ценой потерь. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Достаточно вспомнить первые самостоятельные шаги, первое «Я сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада...
Поэтому каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности определяется, прежде всего, возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.
Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, утрачивают эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят нелюбящие родители.
Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Необходимо любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним. Ребенок должен быть уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, потому что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все плохие личностные черты у детей возникают при недостатке любви.
Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни детей, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.
Конечно, взрослый обладает силой, опытом, независимостью, а ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Однако, под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются сами, их душевный мир становится добрее.
Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним?
Прежде всего, необходимо отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для некоторых родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить». Родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, какой бы ситуацией оно ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.
Нельзя оценивать негативно самого ребенка, а нужно оценивать только сам необдуманный поступок.
Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви: «люблю тебя потому, что ты есть, люблю такого, какой есть». Такая позиция будет ориентировать ребенка на развитие, постоянное совершенствование.
Коммуникативная компетентность детей и ее роль в системе карьерного роста человека
Уважаемые родители! Мы продолжаем с вами онлайн – диалог на тему коммуникативной компетентности. Сегодня речь пойдет о значении коммуникативной компетентности в карьерном росте человека.
С древних времен известно, что самое важное место в жизни общества занимает общение. Без общения невозможны развитие и воспитание личности, коммуникативное взаимодействие между людьми в социуме, а также обмен, передача и получение информации в таких сферах, как обслуживание, управление, педагогика, юриспруденция, культура и т.д. Общение также занимает одну из немаловажных ролей в усвоении людьми культурных и общечеловеческих ценностей, получении общественных навыков и опыта. Когда люди общаются, у них происходит обмен идеями, интересами, настроениями и установками. В общении, в первую очередь, необходима культура речи. Культура речи - это те навыки и знания человека, которые обеспечивают ему грамотное применение языка в общении - как на письме, так и в устной речи. Это включает и умение правильно строить фразу, произносить без ошибок те или иные слова и словосочетания, а также пользоваться выразительными средствами речи.
Выделяют следующие основные технологии эффективного общения, которые помогают человеку сделать карьеру и быть успешным на работе:
– стараться сосредотачивать свое внимание на собеседнике и на том, что он пытается передать в своем сообщении;
– слушающему необходимо уточнять у говорящего, правильно ли он понял содержание принимаемой информации, а также ее детали;
– при получении информации от говорящего ни в коем случае нельзя его перебивать, давать различные советы, критиковать, а также подводить итог разговору. Все это можно сделать только после получения информации;
– говорящему следует добиваться того, чтобы его правильно услышали и поняли. Если говорящий не до конца в этом убедился, ему не стоит переходить к новому сообщению;
– следует постоянно поддерживать атмосферу доверия и взаимного уважения между говорящими;
– проявлять искренний интерес к собеседнику, улыбаться ему;
– вести разговор на те темы, которые очень интересны собеседнику;
– запомнить имя человека и постоянно упоминать его в разговоре.
Если правильно соблюдать эти правила, то общение будет приятным и достигнет всех коммуникативных задач и целей, которые до этого были поставлены.
В любой профессии, какой бы она не была, успешность работы будет во многом зависеть от коммуникативной компетентности человека. Люди общаются для того, чтобы получить удовольствие от общения, обменяться новой информацией, провести хорошо время в компании интересного человека.
Обучиться правильному общению можно не только в школе, но и в семье, прежде всего.
Правила общения с детьми, которые сыграют большую роль в будущей профессии и карьере
1. Для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам». Используйте в этом случае пословицу: «Слово – серебро, молчание – золото».
2. Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей».
3. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты».
4. Для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить».
5. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
КОНКУРС ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ
"ЮНОСТЬ. МАСТЕРСТВО. ТАЛАНТ"
<font color="#800080" face="georgia, serif">ВИДЕОРОЛИК</font>
По итогам конкурса ГУО "Озерская СШ" - Гран-при с присуждением 70 баллов в рейтинг. Поздравляем!
Поведение и культура
Стимулированию поведенческих изменений, обучению индивидуальным приемам межличностного общения была посвящена четвертая встреча в рамках работы по программе развития коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня».
Модератором мероприятия выступила классный руководитель 5 класса Светлана Аркадьевна Гораш.
Общий тон мероприятию задало упражнение «Массаж по кругу», в рамках которого ребята настроились на рабочий лад, получили заряд положительных эмоций.
Модератор мероприятия организовала обсуждение понятий «поведение» и «культура», их взаимной связи, дала определение понятиям «культурное поведение», «культурный человек».
Упражнение «Ворвись в круг» позволило учащимся со стороны оценить свое поведение в различных жизненных ситуациях, а групповое разыгрывание ситуаций стимулировало оценку поведения окружающих людей.
В заключении ребята подарили друг другу подарки, но не совсем обычные. Используя средства пантомимы, проявили фантазию и воображение.
В рамках рефлексии занятия каждый высказался о том, что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ (по материалам газеты "Зорька")
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
Областной семинар: «Создание и развитие социально-воспитательной среды в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений, обеспечивающей формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся»
18 марта 2022 г.
«Искусство общения: я и мир вокруг меня»: практика реализации программы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в учреждении общего среднего образования
Новое время выдвигает новые требования к учреждениям общего среднего образования. Необходимо не просто дать обучающимся знания по отдельным предметам, но и научить их самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации. Поэтому перед педагогами ставится задача личностного, социально-нравственного развития обучающихся, ориентируя их на формирование коммуникативной компетентности, развитие нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции.
Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того, насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Они должны научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста.
Учитывая это, и являясь опорной инновационной площадкой центра творчества по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских , молодежных общественных объединений», педагогический коллектив Озерской средней школы реализует Программу « Искусство общения: я и мир вокруг меня», разработанную Гродненским районным центром творчества детей и молодежи.
Программа адресована обучающимся – участникам инновационного проекта: членам пионерской дружины, ОО «БРСМ», экологических формирований, волонтерам, отдельным классам.
Как быть более уверенным в себе, общаться бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы? Как правильно управлять своей внутренней энергией, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению? Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения? Эти вопросы являются основополагающими.
Цель программы: формирование и развитие навыков коммуникативной компетентности.
Цель реализуется через решение следующих задач:
- сформировать у обучающихся навыки бесконфликтного общения;
- мотивировать их на обращение к внутреннему миру, управление своей внутренней энергией;
- научить анализировать собственные поступки;
- развивать у обучающихся нравственные чувства, эмоциональную отзывчивость.
Программа реализуется в 5, 7 классах.
Продолжительность занятия – 40мин. Частота встреч - 1 раз в месяц.
Выбор учащихся именно этого возраста неслучаен: психолого-педагогические особенности развития детей 11 - 13 лет связаны с активным овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителями и сверстниками. От того, насколько ребята успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Кроме этого, по итогам «Теста коммуникативных умений», у 63% респондентов этих классов отмечается недостаточный уровень сформированности основных коммуникативных умений.
Поэтому классные руководители этих классов, именно они ведут занятия, уделяют приоритетное внимание практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Они учат обучающихся ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Об этом свидетельствуют темы занятий: «Разрешите представиться»; «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»; «Я в мире людей»; «Поведение и культура»; «Общение в моей жизни»; «Конфликт — неизбежность или...»; «На пути к гармонии...».
С ноября 2021 г. по март 2022 г. уже провели пять практических занятий, каждое из которых направлено на достижение определенной цели: создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений; развитие навыков самопознания и принятия самого себя; развитие коммуникативных навыков; обучение индивидуальным приемам межличностного общения.
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы? Как управлять своей «внутренней погодой», слышать и чувствовать товарищей по общению? Как решать конфликтные ситуации, быть лидером, строить правильные взаимоотношения? Эти навыки приобрели подростки на уроках общения в рамках программы.
Об эффективности реализации программы свидетельствуют результаты промежуточной диагностики.
71,2% респондентов приобрели уверенность в межличностном общении; 83,1% опрошенных отмечают практическую направленность предложенных заданий и возможность использования полученных знаний на практике. 72,4% родителей уверены в важности коммуникативной компетентности человека в любой деятельности; 73,3% - отмечают уверенное поведение своих детей в межличностном общении, выхода из конфликтных ситуаций.
Таким образом, по итогам промежуточного анализа реализации программы коммуникативной компетентности «Искусство общения: я и мир вокруг меня» наблюдается положительная динамика развития коммуникативных компетенций обучающихся, навыков бесконфликтного общения.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- 100 % обучающихся приобретут навыки бесконфликтного и эффективного общения;
- раскроют свою индивидуальность и будут стремиться к более глубокому самопознанию;
- научатся соблюдать правила общения и выражать свои эмоции в социально приемлемых формах.
ВИДЕОРОЛИК "ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ: Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ"
ОНЛАЙН-УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
21.03.2022
Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание ослабления этой связи, то родители стараются, чтобы она сохранялась как можно дольше. Родители хотят поделиться своим опытом, предостеречь, а дети стремятся приобрести собственный опыт, даже ценой потерь. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Достаточно вспомнить первые самостоятельные шаги, первое «Я сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада...
Поэтому каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции. Предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности определяется, прежде всего, возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.
Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, утрачивают эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят нелюбящие родители.
Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Необходимо любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним. Ребенок должен быть уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, потому что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все плохие личностные черты у детей возникают при недостатке любви.
Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни детей, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.
Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.
Конечно, взрослый обладает силой, опытом, независимостью, а ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Однако, под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются сами, их душевный мир становится добрее.
Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним?
Прежде всего, необходимо отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для некоторых родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить». Родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, какой бы ситуацией оно ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.
Нельзя оценивать негативно самого ребенка, а нужно оценивать только сам необдуманный поступок.
Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви: «люблю тебя потому, что ты есть, люблю такого, какой есть». Такая позиция будет ориентировать ребенка на развитие, постоянное совершенствование.
«Общение в моей жизни»
Учащиеся 7 класса ГУО «Озерская СШ» продолжают формировать и развивать навыки коммуникативного общения. 21 марта 2022 г состоялась встреча учащихся в рамках темы «Общение в моей жизни». Нужно ли учиться общению? Всегда ли общение с другими людьми бывает успешным? На эти и другие вопросы пытались ответить ученики 7 класса совместно с модератором – классным руководителем Татьяной Александровной Долгошей.
В рамках информационного блока по теме занятия учащиеся порассуждали о значении общения в жизни человека, познакомились с вербальными и невербальными средствами коммуникации. При проведении упражнения «Пустой стул» ребята учились распознавать эмоции другого человека, анализировать проявления невербальных средств общения.
В рамках теста-игры «С тобой приятно общаться» учащиеся определили имеющиеся навыки общения, узнали о своих коммуникативных способностях.
Приятные впечатления, эмоции вызвало упражнение «Ива на ветру». Каждый из детей хотел стать «ивой», раскачивающейся от ласковых прикосновений одних «ветерков» и заботливо поддерживаемой другими.
В завершении занятия ребята обсудили секреты эффективного общения, составили синквейн по теме занятия.
Как управлять конфликтом?
«Люди становятся одиноки,
если вместо мостов они строят стены»
С. Лец
13 апреля 2022 г. учащиеся 5 класса государственного учреждения образования «Озерская средняя школа» в рамках цикла занятий программы развития коммуникативной компетентности «Искусство общения: я и мир вокруг меня» рассуждали о конфликте и альтернативных вариантах поведения в конфликтной ситуации.
Модератором мероприятия выступила классный руководитель 5 класса Гораш Светлана Аркадьевна.
Общий тон мероприятию задало упражнение «Приветствие», в рамках которого ребята здоровались друг с другом на манер «европейцев», «японцев», «африканцев». Упражнение прошло весело и эмоционально, зарядило группу энергией.
Модератор обратилась к эпиграфу занятия и совместно с учащимися обсудила те вербальные и невербальные барьеры общения, которые появляются во время ссор, конфликтов между людьми.
Разыграв ситуацию в классе, ребята обсудили все возможные варианты развития ситуации, порассуждали о цели разрешения любого конфликта и возможностях превращения конфликта из ссоры в конструктивный диалог. С этой целью дополнительно ознакомились с вариантами поведения в конфликте, обратились к схеме «Я-высказывание».
В завершении встречи ребята пришли к выводу, что научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто — этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ — навести порядок в самом себе.
«Конфликт – неизбежность или…»
«Люди становятся одиноки,
если вместо мостов они строят стены»
С.Лец
22 апреля 2022 г. учащиеся 7 класса государственного учреждения образования «Озерская средняя школа» в очередной раз встретились в рамках реализации программы развития коммуникативной компетентности «Искусство общения: я и мир вокруг меня». Тема встречи достаточно актуальна для подростков. Ребята в рамках тематического занятия «Конфликт – неизбежность или…» формировали представление о природе конфликта, развивали способность адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Модератором мероприятия выступила классный руководитель 7 класса Долгошей Татьяна Александровна.
В ходе упражнения «Приветствие» ребята здоровались друг с другом на манер «европейцев», «японцев», «африканцев». Упражнение прошло весело и эмоционально, позволило участникам раскрепоститься.
Модератор обратилась к эпиграфу занятия и совместно с учащимися обсудила вербальные и невербальные барьеры общения, которые появляются во время ссор, конфликтов между людьми. Отработали на практике предложенные задания, в рамках которых учились реагировать на конфликтные ситуации с использованием различных техник.
В завершении встречи ребята пришли к выводу, что конфликты разрушают, разрывают отношения, но, чтобы избежать их, нужно знать, почему, как, зачем возник конфликт и только затем выбрать способ его разрешения.
«На пути к гармонии»
11 мая 2022 г. в 5 классе прошло заключительное занятие «На пути к гармонии» в рамках программы развития коммуникативной компетентности обучающихся «Искусство общения: я и мир вокруг меня». Модератором встречи выступила классный руководитель 5 класса Светлана Аркадьевна Гораш.
Общий тон встрече задало упражнение «Спасибо, что ты рядом!». Этой простой фразой ребята приветствовали друг друга, высказывали свою готовность на интересную и продуктивную работу. В рамках упражнения «Закончи предложение» ребята делились своим представлением о счастье.
Особый интерес у участников встречи вызвало упражнение «Дорисуй портрет». Еще бы! Каждый хотел увидеть себя «глазами» своих одноклассников. Некоторых ребят так впечатлил результат, что они высказали желание разместить свой портрет дома.
Тест по выявлению коммуникативных качеств личности позволил участникам провести самооценку данных качеств. Радует, что 89% ребят имеют средний и высокий коммуникативный контроль.
В завершении встречи участники поделились своими впечатлениями от занятий, высказали добрые пожелания друг другу.
Итоги районного конкурса "Живая книга памяти"
Через деловую игру – к формированию коммуникативной компетентности! Педагоги Озерской средней школы на практике убедились в эффективности педагогической технологии
25 ноября 2022 г. педагоги Озерской средней школы приняли участие в работе коучинговой площадки «Развивающая деловая игра как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся». Модератором площадки выступила заместитель директора по воспитательной работе Светлана Владимировна Лебедевич.
Как развить речевые и коммуникативные умения и навыки обучающихся? С помощью какого «арсенала» раскрыть их творческие способности и, тем самым, способствовать самореализации и самосовершенствованию? Несомненно, в этом важную роль играет технология «деловой игры», которая значительно укрепляет связь между учеником и учителем, раскрывает творческий потенциал каждого ученика. В ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Одна из разновидностей деловой игры - «дебаты», которую на практике отработали педагоги школы.
Светлана Владимировна напомнила участникам правила проведения и особенности дебатов. Участники в составе групп «защитники» и «опровергающие» высказали свою обоснованную точку зрения по вопросам: «Лучше журавль в небе», «Лучше синица в руке». За ходом дебатов следили опытные эксперты. Участники дебатов активно приводили аргументы в пользу той или иной точки зрения, а эксперты оценивали убедительность каждого из предложенных доводов.
Заставила поразмыслить участников, казалось бы, всем знакомая сказка «Колобок». При ее обсуждении педагоги познакомились с другой формой проведения деловых игр – игра-рассуждение. "Куда покатился Колобок и зачем?», «А была ли у Колобка цель в его путешествии?». В ходе организованного рассуждения участники пришли к выводу, что если у человека нет цели, его ожидает непредсказуемый финал. А если цель четкая, то и на финише будет достойный результат.
Завершилась встреча активным обсуждением правил общения, которые могут быть использованы во взаимодействии с окружающими людьми.
2 декабря 2022 активисты школьного самоуправления в рамках районной общественно активной школы "Территория лидерства" приняли участие в коммуникативном тренинге "ProДВИЖЕНИЕ" для лидеров детских и молодежных общественных объединений школ Гродненского района. Тренинг организован и проведен в рамках реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия с детскими, молодежными общественными объединениями"